Договоренности об увеличении поставок газа в Китай, достигнутые в ходе визита в Пекин президента Владимира Путина, не обеспечены имеющимися ресурсами «Газпрома», предупреждают эксперты Института энергетики и финансов.
Помимо меморандума о новом газопроводе «Сила Сибири-2», который не включает реальный контракт и пока не предполагает поставок, Путин договорился с Си Цзиньпином об увеличении экспорта по уже действующей трубе «Сила Сибири-1». С 2031 объем прокачки в КНР должен вырасти с 38 млрд до 44 млрд кубометров в год.
Всего до 2049 года «Газпром» взялся поставить в КНР 114 млрд кубов дополнительного газа. Однако возникает вопрос, как можно будет обеспечить столь значительное увеличение, указывают в ИЭФ.
Сейчас «Сила Сибири-1» обеспечивается за счет двух месторождений — Чаяндинского и Ковыктинского, проектной мощностью 52 млрд кубометров в год. «При этом газ с этих месторождений также используется для газификации Иркутской области, Якутии и Дальнего Востока, включая поставки на строящийся Амурский ГПЗ», — напоминают эксперты ИЭФ.
По их оценкам, чтобы выполнить контракт, «Газпрому» придется закупать газ у других производителей — «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ИНК. «Иначе собственных газовых ресурсов Газпрома может и не хватить», — предупреждают в ИЭФ. Впрочем, в этом случае «Газпрому» придется отказаться от статуса монопольного экспортера трубопроводного газа, чему в прошлом он отчаянно противился.
Сейчас Ковыкта и Чаянда совместно выдают ежегодно 42 млрд кубометров газа, из которых для экспорта остается как раз 38 млрд кубов, оценивает нефтегазовый эксперт Михаил Крутихин. Работать 30 лет в таком темпе, чтобы обеспечить новые обязательства «Газпрома», эти месторождения не смогут, подтверждает он.
«По свидетельству работающих там специалистов, „Газпром“ ведет хищническую разработку газоносных горизонтов, искусственно увеличивая отдачу скважин. Но несмотря на нарушения технологии, дебит средней скважины на Чаянде упал с 224 тысяч кубометров в сутки до 200 тысяч. Годовая производительность месторождения не превышает 21,3 млрд кубометров вместо запланированных 25,4 млрд. На Ковыкте дела обстоят не лучше», — пишет Крутихин.
Просьба увеличить закупки природных ресурсов в России была одной из ключевых в повестке визита Путина в Китай, рассказывали ранее источники Reuters, знакомые с подготовкой поездки. По их словам, в Москве с тревогой воспринимают сокращение торговли с КНР, которое фиксируется в этом году впервые с начала войны.
За январь–май поставки оставки нефти из РФ в КНР упали на 11% (до 49,11 млн тонн), нефтепродуктов — на 28% (до 5,51 млн тонн), СПГ — на 13% (до 3,22 млн тонн), древесины — на 10% (до 4,53 млн тонн), угля — на 10% (до 38,97 млн тонн). Общий товарооборот сократился на 8%, по данным китайской таможни.
Заявления «Газпрома» и президента России Владимира Путина о том, что с Китаем достигнуто соглашение о строительстве нового газопровода «Сила Сибири-2», остались без подтверждения с китайской стороны.
О том, что трубопровод, который обсуждается почти 20 лет, наконец будет построен, во вторник сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер, По его словам, в ходе визита Путина в Китай был подписан «юридически обязывающий меморандум». И с учетом действующих труб объемы поставок газа вырастут до 106 млрд кубометров в год.
В среду заявления Миллера повторил Путин. «Наконец, нашли консенсус переговаривающиеся стороны», — сказал он, завершая визит. «Все-таки „Газпром“ одна из наших ведущих компаний. У него появляются, расширяются новые рынки. В целом это вот через Монголию у нас будет 50 млрд (кубометров). <…> В целом получится свыше 100 миллиардов кубических метров газа», — сказал Путин.
Однако за три дня поездки Путина подтверждения от Китая так и не последовало, отмечает The Washington Post. Ничего не сказал о трубопроводе Си Цзиньпин, молчит о нем китайская CNPC — покупатель газа «Газпрома».
Китайские госСМИ также о газовой сделке ничего не писали, отмечает Financial Times. В официальном коммюнике по итогам переговоров Си, Путина и президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха говорится лишь, что три страны «должны активно продвигать трансграничную инфраструктуру и энергетические проекты». «Сила Сибири-2» не упоминается.
Заявления России о газопроводе были «несколько преждевременными», отмечает Виктор Гао, председатель Китайского института энергетической безопасности: «Это скорее (сигнал) о намерениях, чем заключенное соглашение».
«Юридически обязывающий меморандум без цены и сроков не является финальным соглашением», — согласен Александр Габуев, директор Carnegie Russia Eurasia Center.
«Реальной сделкой», по его словам, стала договоренность качать больше газа по имеющимся трубам — «Силе Сибири-1» (дополнительно 6 млрд кубометров) и Дальневосточному маршруту (2 млрд). Что касается «Силы Сибири-2», то Китай сигнализировал «да, мы заинтересованы, мы принимаем маршрут через Монголию — но давайте поговорим о цене и условиях», пояснил Габуев FT.
Цена остается камнем преткновения для «Силы Сибири-2», которой предстоит протянуться на 2,6 тысячи км — с полуострова Ямал до северной части КНР. Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов напоминает, что раньше Китай требовал, чтобы газ стоил столько же, сколько в России — $120-130 за тысячу кубометров (с учетом запланированных индексаций). А это в 3,2 ниже текущих цен в Европе ($390 за тысячу кубов).
Сейчас, по данным Минэкономразвития, «Газпром» качает газ в КНР по $247 — то есть со скидкой 36% к европейским котировкам.
В зависимости от финансовых условий проект может убыточным для России, но Китая есть все рычаги влияния на этих переговорах, поскольку Москва сама отрезала себя от Европы, а других рынков у нее нет, отмечает Джозеф Вебстер из Atlantic Council.
«Но это будет крупная дипломатическая победа, если они смогут договориться, потому что это позволит Путину продемонстрировать как внешней аудитории — особенно в Европе, так внутри страны — что, возможно еще важнее, — что у него есть международная поддержка и что его поддерживает вторая по могуществу страна мира», — добавляет Вебстер.
Газпром не находит газ для Китая
Российская газовая корпорация может не выполнить свои обязательства по поставкам в Китай.
03.09.2025