RUCOMPROMAT

Энциклопедия библиотеки компромата

  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив
  • Категории
    • Чиновники
    • Власть
    • Интернет
    • Бизнес
    • Общество
    • Криминал
    • Обзоры
  • Лица
  • Организации
  • Места
  • Архив

Борис Гребенщиков вспомнил «Аквариум» советского периода

Общество
Легенды русского рока рассказали, почему они не боялись ни худсоветов, ни КГБ.
27.08.2021
Оригинал этого материала
Daily Storm
Молодые музыканты, в чьих песнях сейчас так часто находят пропаганду наркотиков или аморальщину, очень любят причитать, что их концерты запрещают как в 80-х. Опять эти унижения, срывы, списки... — никакой свободы! А ведь всем этим ребятам лишь чуть за 20, и они вряд ли знают, что это такое. Как же на самом деле было в СССР и почему большинство артистов так не любят слово «цензура»? Об этом и о многом другом нам рассказывают лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков и «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин.

Все поровну, одинаковые зарплаты и «путевки бери-не хочу» — каким же прекрасным казалось нам то время по рассказам наших родителей! Но было и то, что откровенно замалчивалось: например, советские граждане не могли себе позволить слушать иностранную музыку и увлекаться творчеством исполнителей, чья позиция шла вразрез с политической повесткой. Если поискать, в Сети можно даже найти «примерный перечень самодеятельных ВИА и рок-групп, допускающих в творчестве искажения советской действительности и пропагандирующих чуждые нашему обществу идеалы и настроения». Есть в этом списке и знаменитый «Аквариум», для которого запреты на концертную деятельность и вызовы на встречи с кураторами из КГБ стали таким же обычным явлением, как смена времен года.

Приходишь на специально снятую для этого квартиру, вспоминал когда-то Борис Гребенщиков, а там пара мужчин при галстуках интересуются, не расскажешь ли ты им про своих знакомых музыкантов. Да что там говорить, если в любой компании, собиравшейся пить чай, был хотя бы один знакомый, который потом всю ночь писал доносы! Впрочем, сегодня Гребенщиков отнюдь не считает, что это было так уж страшно.

«Дело в том, что мы никогда не сталкивались с этой публикой, — говорит артист, когда мы просим его назвать фамилию хотя бы одного человека, который в те годы перекрывал группе доступ на сцену. — Чтобы играть официальные концерты, нужно было быть членом концертной организации (Госконцерт, Ленконцерт и т.д.). Именно там были худсоветы, решающие вопросы программы и концертной ставки».

«А мы были самостоятельностью, не считались за музыкантов, и нам никто бы и не дал играть официальные концерты, — продолжает Гребенщиков. — Это изменилось только осенью 1986 года. До этого мы могли играть только в стенах специально для этого изобретенного рок-клуба или по его направлениям: тогда для концерта специальные люди в рок-клубе давали нам литовку (разрешение на исполнение данных песен). Вот эти люди были героями, потому что подставляли себя, защищая нас».

Числилась в списках пропагандистов чуждого и группа «Урфин Джюс». Только если «Аквариум» представлял в них Ленинград, то детище Александра Пантыкина — колыбель уральского рока, город Свердловск. Однако и он признает: бояться было нечего.

«Вообще, таких перечней было много, — рассказывает музыкант в беседе с Daily Storm. — И в начале 80-х, и в середине, и в конце... Они гуляли до самого распада Советского Союза! Но нам на них было наплевать, мы не обращали на это внимания. Небольшое уточнение: запрещали именно группы, а не отдельные песни. Концертные выступления! Однако так получилось, что мы каким-то невероятным образом всегда уходили от этих запретов и продолжали играть».

«Как уходили? — переспрашивает Пантыкин. — Уезжали на базу за город и спокойно себе репетировали дальше. Ну кто поедет ради нас в Верхнюю Пышму в Дом культуры производственного объединения «Радуга»?»

Кстати, этот ДК был для него не просто временным пристанищем, а настоящим оплотом творчества. Артист быстро занял там пост руководителя художественной самодеятельности и получил временную неприкосновенность. Однако лафа закончилась так же быстро, как и началась. Кто-то большой и важный прочухал, откуда растут ноги, и «Урфин Джюс» вежливо попросили вернуться к себе домой.

Жалеет ли об этом сам Пантыкин? Ни капельки. Несмотря на то что группы не существует вот уже более 30 лет, у него все сложилось наилучшим образом. Композитор, устроитель, почетный гражданин Свердловской области… Именем музыканта даже названа детская школа искусств!

«Урфин Джюс» активно существовал лишь с 1980-го по 1984 год, — рассказывает Александр Александрович. — За это время мы записали три студийных альбома и дали ряд фестивальных концертов, а затем все потихоньку пошло на спад. Выступление на открытии Свердловского рок-клуба в 86-м уже не в счет — это был скорее отзвук. Илья Кормильцев к тому времени уже записал «Невидимку» с «Наутилусом». Егор Белкин занялся Настей Полевой, Владимир Назимов стал играть в коллективах вроде «Чайфа» и «Агаты Кристи», а я начал получать профессиональное образование и окончил сначала училище, а потом консерваторию!»

Знаменитые «черные списки» начали появляться примерно в 1984 году. Тогда же, когда генсек Константин Черненко открыто заявил, что количество рок-коллективов стоило бы уменьшить до нуля. На многих музыкантов начали заводить уголовные дела. Сел лидер «Воскресения» Алексей Романов — ему инкриминировалась частная предпринимательская деятельность в виде продажи билетов. Сел Евгений Морозов из группы «ДК» — тоже за предпринимательство. Села Жанна Агузарова, в паспорте которой было написано «Ивонна Андерс, датскоподданная». Этого хватило, чтобы сначала упечь ее в Институт Сербского, а затем сослать в Сибирь. Но времена меняются, и теперь место советских блюстителей порядка все больше заменяют православные активисты.

«А эти, может, еще и похлеще будут, — пишут в Сети. — То Сатану в песне разглядят, то извращения. Не так страшен черт, как его малютка!»
Предыдущая статья
Следующая статья
---
Гребенщиков Борис Пантыкин Александр Россия
18.10.2025
Подручные Алина Кабаевой любят по-итальянски
Генеральный директор «Национальной Медиа Группы» Светлана Баланова и заместитель гендиректора «РЕН ТВ» Михаил Тукмачев владеют элитной недвижимостью на итальянских курортах — Формия и Сан-Ремо. Они входят в санкционные списки ЕС, но не спешат расставаться с европейскими активами.
18.10.2025
Юрий Кузнецов "облегчился" на полмиллиарда рублей
По иску Генпрокуратуры у бывшего главного кадровика российской армии изъяли недвижимости на 500 с лишним миллионов рублей по кадастровой стоимости.
17.10.2025
Олег Белозеров предложил катиться к черту
Глава РЖД анонсировал масштабное увольнение сотрудников железнодорожной монополии.
17.10.2025
Raven Russia вернулась на землю
Суд удовлетворил иск Генпрокуратуры о национализации активов британской девелоперской группы.
17.10.2025
Скандальный Александр Галицкий потерял имущество в ходе развода
Мутный банкстер и бывший член совета директоров Альфа-банка получил от бывшей жены судебное предписание об аресте его имущества в РФ.
16.10.2025
Андрей Патрушев зашел в чекистский лес
Мутный сын бывшего глава Совбеза РФ Николая Патрушева стал совладельцем компании, владеющей бывшим охотхозяйством ФСБ.
16.10.2025
В РФ выросли темпы арестов чиновников
В 2025 году в стране уже арестовано 155 высокопоставленных чиновников.
16.10.2025
Юлия Мерваезова отмыла 4 миллиарда рублей в ДНР
Бывшая заместитель министра строительства ДНР работала под крышей Тимура Иванова.
15.10.2025
Олег Дерипаска победил в российских судах Олега Тинькова
Алюминиевый олигарх хочет направить изъятые у скандального банкстера деньги на развитие детского спорта.
15.10.2025
Геннадий Тимченко приshell в «Салым Петролеум Девелопмент»
Одиозный олигарх получил бывшую долю американской корпорации Shell.
14.10.2025
Борьба за суверенитет ударила Владимира Потанина по карману
Богатый до безобразия российский олигарх пожаловался президенту РФ на падение доходов "Норильского никеля", который пока еще не под санкциями, но уже токсичный.
14.10.2025
Дело топ-менеджмента «Атомпромресурсы» пошло на третий круг
Суд вернул в прокуратуру на дорасследование дело сбежавшего из страны главы компании Андрея Черкасенко.
14.10.2025
Военная разведка стала поставщиком Минобороны
Дочь главы ГУР Генштаба Минобороны РФ Игоря Костюкова пилит оборонные бюджеты.
10.10.2025
В Петербурге накрыли банду медиа-расхитителей бюджета
Руководитель Центра управления регионом (ЦУР) и спецпредставитель губернатора Петербурга Елена Никитина создала сеть по распилу и отмыву бюджетных средств.
10.10.2025
У ельцинской "семьи" изъяли "Корпорацию СТС"
Алексей Бобров и Артем Биков потеряли статус "кошельков" ельцинского клана.
10.10.2025
Семейство Минцев и Евгений Данкевич приговор услышат из-за границы
Следственный комитет и Генпрокуратура довели до суда итоги аферы криминальных финансистов в банке "Открытие" 8-летней давности.
10.10.2025
Генпрокуратура тащит Константина Пономарева в новое дело
Надзорное ведомство предлагает скостить скандальному бизнесмену 14-летний тюремный срок и выдать ему новый.
09.10.2025
Danone утонула в чеченском молоке
Российские активы Danone снова поменяли корпоративное название.
09.10.2025
Александр Раппопорт нашинкует обнал в зелень
Мутный бывший топ-менеджер ЛУКОЙЛа, замешанный в ряде коррупционных скандалов, вошел в бизнес по производству салатов.
09.10.2025
Виктор Момотов завернул проституцию в судейскую мантию
Бывший судья Верховного суда РФ вместе с партнерами создал в России сеть публичных домов, замаскированных под гостиницы.
О проекте (контакты) | Лица | Места | Организации


RuCompromat.Com ® 16+